Одной из ярчайших археологических особенностей Южной Сибири, в том числе Хакасии, считается использование каменных плит при строительстве могильников и курганов. Уже с III тысячелетия до нашей эры древние народы региона применяли камень не только как строительный материал, но и как носитель культурного и ритуального смысла.
Монументальные каменные плиты служили основой погребальных ящиков, выступали в роли перекрытий захоронений, обозначали границы курганов или оформления входа в курганное пространство. Многие из них сохранили на своей поверхности изображения — высеченные, гравированные или нанесённые краской. Некоторые рисунки были специально созданы для конкретного захоронения, участвуя в ритуале прощания и перехода в другой мир. Другие плиты вторично использовались в строительстве — их могли брать с разрушенных святилищ или старых могильников, или же из ближайших участков наскального искусства.
Иногда, спустя столетия после постройки, открытые поверхности курганных камней становились своеобразным «холстом» для художников более поздних эпох — они добавляли новые изображения, создавая таким образом сложные слои визуального повествования.
Хакасско-Минусинская котловина — одна из важнейших территорий для изучения петроглифов на всем евразийском пространстве. Здесь сложилась чрезвычайно детализированная хронология наскального искусства, ставшая опорой для датирования аналогичных памятников по всей Сибири и в Центральной Азии. Изображения на курганных плитах — неотъемлемая часть этой художественной традиции, но в то же время — особый феномен.
В отличие от классических петроглифов, нанесённых на скальные выходы или отдельные камни в культовых местах, изображения на погребальных плитах имеют иную направленность. Тематика здесь чаще связана с представлениями о смерти, загробной жизни, переходе между мирами, культом предков. Это делает их уникальным источником информации о верованиях, обрядах и образах древнего человека.
Одним из уникальных явлений в археологии Хакасии стало использование плит с изображениями в качестве архитектурных элементов курганов. Эти плиты могли устанавливаться вертикально по периметру насыпи, встраиваться в конструкцию кургана или выступать в качестве надмогильных монолитов.
На них можно увидеть разнообразные сцены: от ритуалов и охоты до образов реальных и мифических животных. Особое место занимают фигуры шаманов, символы перехода в иной мир, а также условные знаки и орнаменты. Часто встречаются изображения всадников, оленей, козлов, хищников — всё это составляло часть мира народов тагарской, карасукской и окуневской культур.
На территории Хакасии особенно много изображений обнаружено на плитах тагарской культуры (VIII–III века до н. э.). Эти изображения отличаются высоким художественным уровнем и символической насыщенностью. Например, в Салбыкской степи и близлежащих курганах находят изображения сцены охоты, битв, изображения всадников, животных (оленей, козлов, хищников), а также орнаменты и геометрические символы.
Однако изображениями украшались не только плиты тагарской эпохи. Археологи фиксируют изображения и на более ранних плитах окуневской (III — нач. II тыс. до н. э.), и на более поздних, вплоть до средневековья. Некоторые плиты повторно использовались в раннетюркских погребениях и даже в постмонгольский период. Это подтверждает преемственность ритуалов и устойчивость визуальных кодов в культуре региона.
Изображения на плитах позволяют не только понять ритуальную сторону жизни древних народов, но и являются ценным инструментом для датировки и культурной атрибуции археологических памятников. Поскольку художественные стили и иконография изменялись со временем, исследователи могут соотносить изображения с конкретными этапами культурной истории. Это особенно важно в случаях, когда сами захоронения разрушены или плохо сохранились.
К примеру, наличие определённого типа изображений (например, всадников с копьями или сцен с хищниками и шаманами) может указывать на принадлежность к конкретной археологической культуре. Это помогает восстанавливать хронологию, картину заселения и ритуальной жизни целых регионов.
Изображения на плитах — это не просто рисунки. Они являлись частью ритуальной практики: провожали умершего в иной мир, защищали от злых духов, указывали путь, хранили память о предках. Множество сюжетов, связанных с переходом в загробный мир, с погребальным обрядом, с образами духов и покровителей, подтверждают глубинное символическое значение этих изображений.
Некоторые изображения трактуются как сцены инициации, другие — как отражение мифов о перво-предках, о космологических битвах, о союзе человека и животного. Особое место занимают изображения антропоморфных существ с рогами, птичьими головами, хвостами — они могли символизировать духа-защитника, шамана в экстазе или самого умершего в момент перехода.
Несмотря на огромную ценность, многие плиты с изображениями оказались разбросаны, разрушены или вторично использованы в хозяйстве. Однако благодаря работам археологов и музеев, особенно Полтаковского музея наскального искусства, удалось сохранить значительное число уникальных артефактов. Именно здесь собраны десятки плит, извлечённых из курганов, спасённых во время строительных работ, перенесённых в музей под открытым небом.
В самом сердце Хакасии, в селе Полтаково, расположен уникальный музей, не имеющий аналогов ни в России, ни в мире. Это единственное место, где древние изображения экспонируются не в залах, а под открытым небом, прямо среди степей, где веками звучал ветер и паслись стада. Но главное — это не просто наскальное искусство в классическом понимании, а особый его пласт: изображения, выбитые или вырезанные на погребальных и курганных плитах, — редкий и малоизученный феномен, особенно характерный именно для Хакасии.
Экспозиция музея насчитывает 93 каменные плиты, перенесённые сюда с разных археологических памятников региона. На них — сотни рисунков, созданных в разные исторические эпохи. Самые ранние относятся к окунёвской культуре раннего бронзового века (III — начало II тыс. до н.э.) и уже тогда использовались вторично — для перекрытия более поздних курганов.
Другая часть плит датируется карасукской культурой (конец II — начало I тыс. до н.э.), а наиболее многочисленные изображения относятся к тагарской культуре раннего железного века (VIII–III вв. до н.э.) — периоду расцвета курганного строительства и ритуального искусства.
Позднейшие пласты датируются временем гуннской и саянбийской культур (II в. до н.э. — III в. н.э.), среди которых особенно выделяются абстрактные символы в виде спиралей и «лабиринтов» — характерные черты тессинской традиции.
На одной из плит представлена древнетюркская руническая надпись, свидетельствующая о письменности народов Хакасии уже более тысячи лет назад. Позднейшие надписи и хакасские тамги (родовые символы) также украсили многие из этих плит, дополняя культурный ландшафт новыми слоями значений.
Коллекция поражает своим тематическим и стилистическим разнообразием. На камнях — фантастические существа, антропоморфные фигуры, маски-личины, воины и шаманы, всадники и животные (олени, козлы, кони, хищники и птицы), орнаменты, знаки, абстрактные мотивы.
Каждое изображение несёт отпечаток эпохи, стиля, веры и мифологии. Иногда это ритуальные сцены или изображения духов-покровителей, иногда — сцены охоты или перехода в потусторонний мир. Совокупность этих сюжетов позволяет читать плиты как своеобразную визуальную энциклопедию древнего человека.
Как появился музей
История создания музея тесно связана с масштабными археологическими работами в Хакасии в 1980-х годах. Тогда, в связи со строительством оросительных систем и дорог, проводились экстренные спасательные раскопки в Аскизском и Бейском районах. Археологи из Института археологии АН СССР и других научных организаций исследовали сотни курганов, в которых находились цельные каменные плиты с изображениями.
После завершения полевых работ встал вопрос: что делать с этими плитами? Их нельзя было оставить на месте — многие участки подлежали распашке. Но и перевезти такие тяжёлые камни в обычный музей было невозможно.
Выход предложил археолог и исследователь Дмитрий Глебович Савинов, совместно с директором местного совхоза. В селе Полтаково, рядом с тогда строящимся Домом культуры, выделили участок, где в 1989–1990 годах был создан искусственный курган, вокруг которого и расположили спасённые плиты. Так возник первый в мире музей, экспонирующий археологические находки в их естественной среде — на земле, под открытым небом.
Первые годы существования музея были непростыми: не было ни штатных сотрудников, ни финансирования. Камни зарастали травой, постепенно погружаясь в землю. Однако интерес к экспозиции сохранялся — как со стороны учёных, так и обычных посетителей.
Лишь в 2000-х годах, при поддержке администрации Аскизского района и усилиях энтузиастов, началась системная работа по сохранению музея. Он получил официальный статус муниципального учреждения культуры, появились штатные единицы и программы по сохранению и изучению каменной коллекции.
Музей сегодня
Сегодня Полтаковский музей наскального искусства «Хайа Хоос» — это не просто музей, а культурное и научное пространство, важное для всей Республики Хакасия. Он выполняет сразу несколько функций:
Приехав сюда, вы можете прогуляться среди камней, которым тысячи лет, и собственными глазами увидеть, как выглядела духовная жизнь древних народов. Здесь, среди степных трав и под открытым небом, древние символы продолжают «говорить» — как будто не прошло тысячелетий.
Полтаковский музей наскального искусства «Хайа Хоос» находится в селе Полтаково Аскизского района, примерно в 70 километрах к юго-западу от Абакана — столицы Хакасии.
На автомобиле:
Самый удобный способ — поездка на личном транспорте.
Из Абакана выезжайте по автодороге Р-257 «Енисей» в сторону Аскиза. После посёлка Вершина Теи необходимо свернуть по указателю на Полтаково. Дорога в целом асфальтированная, за исключением последних километров, где возможен участок с гравийным покрытием. Время в пути — примерно 1,5 часа.
На автобусе:
Из автовокзала Абакана регулярно ходят автобусы и маршрутки до Аскиза. Оттуда можно доехать до Полтаково транспортом. Учтите, что общественный транспорт в направлении небольших сёл может ходить нерегулярно, поэтому желательно уточнять расписание заранее.
На экскурсионном туре:
Оптимальный и познавательный способ — поехать в музей с организованной экскурсией. Некоторые турфирмы и этнографические проекты Хакасии включают Полтаковский музей в маршруты однодневных поездок по Аскизскому району. В этом случае вас не только доставят к месту, но и проведут по экспозиции с гидом, рассказав о происхождении плит, культурах и значении изображений.
Заключение
Каменные плиты с изображениями, найденные в курганах Хакасии, — это не просто археологические находки. Это страницы визуальной истории, оставленные древними художниками и жрецами, прошедшие сквозь века. Они позволяют нам не только увидеть прошлое, но и почувствовать его — через линии, символы, сцены и образы, которые жили в сознании древних народов.
Каждый такой камень — это рассказ о жизни, смерти, вере, ритуале, надежде и памяти. И чем больше мы изучаем эти плиты, тем глубже становится наше понимание культуры, которую они отражают.
Это так же свидетельство, что эта местность была заселена людьми в очень далёком прошлом, не менее 4-х тысяч лет назад!
Открываем Хакасию вместе с Туры России!!
Откройте для себя много полезного про уникальные уголки мира и не только вместе с нашим журналом о путешествиях!
Читать журналСтаньте частью нашего сообщества и начните получать лучшие предложения и уникальные условия уже сегодня!
Хакасия — один из самых перспективных регионов Сибири для развития туризма. Уникальное сочетание природных ландшафтов, богатейшего археологического наследия, минеральных источников и доступной инфраструктуры делает республику всё более привлекательной для путешественников. Здесь сосредоточены ресурсы для круглогодичного отдыха: летом — озёра, горы и сплавы по рекам, зимой — горнолыжные трассы и термальные курорты. При этом Хакасия пока не перегружена массовым туризмом, что даёт возможность развивать экологические, этнографические и активные формы отдыха с учётом бережного отношения к природе и культуре.
Гряда из пяти скалистых возвышенностей, каждая из которых хранит свою тайну, давно привлекает не только туристов, но и археологов, астрономов, эзотериков и всех, кто чувствует тягу к неизведанному. Однодневная экскурсия из Абакана сюда — это не просто прогулка на природу, а настоящее путешествие во времени, в эпоху, когда человек смотрел на звёзды иначе и поклонялся другим богам.
Там, где заканчивается дорога, начинается настоящая Сибирь. Два горных парка — Позарым и Маранкульский — скрыты в самом сердце Западных Саян, вдали от туристических потоков и мобильной связи. Здесь — ледяные реки, кедровые леса, озёра в каменных чашах и маршруты, которые помнят только ветер и следы марала. Рассказываем, как добраться, что увидеть, и почему поездка в эти места — приключение, которое останется с вами надолго.
Мы получили ваше сообщение. Вы получите ответ на указанную вами эл. почту. Сообщение отправленное в чат вы сможете прочитать на сайте. Спасибо за обращение.
Сообщение не может быть отправлено в настоящее время. Пожалуйста, попробуйте отправить еще раз